Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа № 8"

-- start rusobr.ru -->Проголосуй за наш сайт

Программа курса

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 8

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Составила учитель истории: Наумова А.В.

 

 

 

 

г. Кыштым

2019-2020 уч. год

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Преподавание учебного курса «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе (4 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

 

Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.- сост. К.А. Кочегаров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).

Учебник «Основы религиозных культур народов России», представленный издательством «Русское слово» предназначен для 4 класса начальной школы и рассчитан на 34 часа учебного времени (1 час в неделю)

 

Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи :

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 

Согласно ФГОС (2009 г.)

К результатам освоения программы курса следует отнести:

 

Личностные результаты

 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Предметные результаты

 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

 знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

 понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

 формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

 первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

 осознание ценности человеческой жизни.

 

Метапредметные результаты

 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

 готовность слушать собеседника и вести диалог;

 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.

 

 

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

·        словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

·        наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

·        практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

·        репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

·        индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Задания на дом в процессе изучения курса  должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

 

Итак, необходимая для личностного развития ребенка пози­ция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учи­телем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

-    Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

-    Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

-    Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

-    Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

-    Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такаясамостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу. 

 

 Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

п/п

Тема

урока

Цели

урока

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Требуемые

Ресурсы

Домашнее задание,

Привлечение родителей

1.

Россия – наша Родина

 

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент.

Государственные символы.

Духовный мир.

Культурные традиции.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.

 

ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

 

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

2.

Культура и

религия.

 Формирование у обучающихся уважения  к мировым религиям,  как  к ценностям культуры человечества

 

 

Культура. Религия. Ритуалы.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словамикультура, религия»

Тесты  на диске «Основы мировых религиозных культур».

Фотографии и изображения священных книг разных религий

 

3.

Культура и

религия.

Культура. Религия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

предложений со словамикультура, религия,

христианство, православие»

 

- Ответь на вопросы на странице 7;

- Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.

 

4.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира

Пантеон. Многобожие. Завет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;

Термины учить.

 Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).

 

5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями.

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

 

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

6.

Священные

Книги  религий мира: Веды, Авеста,

Трипитака

Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

 

Веды, Авеста, Типитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

 

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

7.

Священные

книга мира:

Тора,   Библия,

Коран, Типитака

 

Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

 

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

Урок актуализации знаний.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

 ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

 

8.

Хранители

предания в религиях

мира

Знакомство с хранителями преданий в религиях мира

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Ламы

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»,иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Подготовьте пословицы о добре и зле.

 

 

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Подготовка рассказа на тему

Самостоятельная работа

 

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

11

Человек в

религиозных традициях

мира

 

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

12.

Священные

сооружения.

 Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Развитие навыка составления таблицы.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

13.

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

 

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного.

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»

 

15.

Искусство в

религиозной

культуре

Знакомство с буддизмом и его символами.

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

…»

16.

Творческие

работы

учащихся

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

 

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

17.

Презентация

творческих

работ

Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами

 

Защита творческих работ

Презентации творческих работ

 

 

18.

История религии в

России

Формирование уважения  к мировым религиям  как  к ценностям культуры

человечества.

 

 

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси»

 

По  выбору

1 задание: составить тест  по теме «Религии России».

2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий».

19.

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

 

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение об обрядах

21.

Вопросы с.57

22.

Паломничества и святыни

Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий.

Паломничества: хадж, накхор

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

 

 

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вопросы с.61

23.

Праздники и календари

 Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира 

 

Песах, Шавуот,Суккот, Рождество, ПасхаКурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган

Самостоятельная работа с источниками информации

Самостоятельная работа

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

24.

Праздники и календари

Групповая исследовательская работа

Исследование

 

25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло.

Притча

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Эссе

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

Бодхисаттва

Групповая работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

 

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Формированию ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие»

Милосердие

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы

 

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вместе с родителями узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли они в г.Перми?

28.

Семья

 Формирование у       обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».

 

Семья

Беседа, комментированное чтение

Мини - сочинение

Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск

Мини - сочинение

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

Формирование у      обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях.

Ответственность

Беседа, комментированное чтение

 

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сочинение

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.

 

 

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Великая сила нравственности. Народ

Беседа

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

31.

Подготовка

творческих

проектов.

Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.

 

 

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

 

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

32.

33.

Презентации

творческих

проектов

 

 

 

 

Защита творческих работ

Презентации творческих работ

 

34.

 

 

 

 

Диагностическая часть.

В течение года планируется провести три диагностических работы.

    Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.

    Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний  (урок 16-17).

    Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.

 

                                                      Список литературы:

1.     А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012

2.     Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.     Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»

 

Дата последнего обновления страницы 08.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения